Траектория — это пошаговая инструкция по открытию определённого вида бизнеса, основанная на опыте других предпринимателей. Это не таблетка от всех проблем, и не путь к успеху. Специфика запуска и развития бизнеса может отличаться в разных регионах. Деловая среда и наши эксперты не несут ответственность за действия, которые вы предпримите после прочтения траектории.
Если вы знаете, как улучшить траекторию, напишите на vdufimtsev@dasreda.ru и поделитесь опытом.
Мувинговые компании занимаются квартирными, офисными и прочими переездами. Они помогают семьям комфортно доставить в новую квартиру посуду и мебель, а компаниям — перевезти технику в более крупный офис. Еще они предоставляют грузчиков, транспорт для перевозки, оказывают услуги по упаковке, сборке и разборке мебели.

Мувинговые компании оказывают комплексные услуги по переезду — клиенту не нужно беспокоиться за погрузку и разгрузку мебели, сохранность одежды и компьютеров. Этим муверы отличаются от грузовых такси и простых грузчиков, которые оказывают только часть услуг.
ГрузовичкоФ
Куратор траектории
Перевозим 2 млн тонн грузов в год с 2006 года
О компании
Компания «ГрузовичкоФ» — лидер малотоннажных грузоперевозок Санкт-Петербурга. С 2006 года мы запустили работу более 90 отделов доставки в 18 регионах России. В нашем автопарке более 3500 автомобилей. Среди клиентов компании крупнейшие ритейлеры и DIY-сети Российской Федерации. Мы работаем в 19 городах.
Наши эксперты
Аркадий Усачев
Основатель и генеральный директор компании «Деликатный переезд». Крупнейшая мувинговая компания на 2017 год: работает с 2000 года, проводит 1 300 переездов в месяц, имеет 4 филиала.
Андрей Гриб
Сооснователь московской мувинговой компании «Центр Переезд». Компания работает с 2007 года, проводит 300 переездов в месяц, есть франшиза.
Виктор Сикирин
Работал менеджером в воронежской мувинговой компании «ГрузСервис». Помог с переездом 50 семьям и 10 предпринимателям
Из чего состоит услуга по переезду
Мувинговые компании отличаются по размерам и перечню оказываемых услуг. Есть мелкие, в которых предприниматель выступает менеджером, грузчиком или водителем. Ресурсов и возможностей такой компании хватит только на квартирные и небольшие офисные переезды.

Есть крупные фирмы с грузчиками в спецодежде и профессиональным оборудованием, специально оборудованным транспортом, жесткими стандартами качества и полной страховкой имущества. Такие компании проводят переезд крупных офисов, знаменитостей, театров, заводов и складов.
Ирек, операционный директор «ГрузовичкоФ»
О компании, особенностях автомобильных перевозок и противостоянии кризису
Основные услуги мувинговых компаний
Комплексный переезд:
— Упаковка имущества
— Разборка и упаковка мебели
— Демонтаж встроенной мебели и навесной техники
— Перевозка имущества
— Распаковка имущества
— Сборка и расстановка мебели
— Раскладка вещей
— Навеска картин, полок, зеркал, жалюзи, ТВ
— Вывоз использованных упаковочных материало
Дополнительные услуги:
— Продажа упаковочных материалов
— Перевозка антиквариата, животных
— Переезд в другой город
— Складское хранение
— Грузовые перевозки
— Аренда транспорта
— Утилизация мебели и вывоз габаритного мусора
Как работают муверы
Большинство перевозчиков работают в режиме почасовой оплаты работы грузчиков и транспорта.

Совсем маленькие заказы не отбивают себестоимость услуги: перевозить один диван или несколько ящиков невыгодно. Поэтому муверы устанавливают минимальную стоимость или продолжительность заказа. Чаще всего это 2−4 часа для грузчиков и машин. Даже если клиенту надо просто помочь занести холодильник, он заплатит минимум за 2 часа работы грузчика.

Выручка предпринимателя — от четверти до половины стоимости услуг. Если услуга стоит 250 ₽/ч, то из этой суммы предприниматель получит на руки 50−100 ₽. Чем крупнее и продолжительнее заказ, тем больше ваша прибыль.

Другая популярная схема расчетов применяется при переезде с фиксированной стоимостью под ключ. Мувер и клиент заранее договариваются о цене, итоговая стоимость работ уже не изменится. Все риски в этом случае компания берет на себя. Если застряли в пробке или перестал работать лифт, стоимость останется той, о которой договорились.

Транспортировка и переноска тяжелых и негабаритных вещей — пианино, сейфа, промоборудования — это такелажные работы. Они требуют дополнительного оборудования и навыков и оплачиваются по весу или по договоренности.

Транспорт по городу оплачивается также по часам. При выезде за город оплата рассчитывается по километражу в обе стороны.
Основные направления работы
Помимо квартирных и офисных переездов, мувинговые компании предлагают услуги грузчиков на аутсорсе, обеспечивают такелажные работы, перевозку антиквариата, драгоценностей и предметов искусства, междугородние и международные переезды.

Чтобы перевезти картину XVII века или драгоценности на сумму в миллионы рублей, грузовой «Газели» и воздушно-пузырьковой пленки недостаточно. Поэтому некоторые компании предпочитают специализироваться, например, на предоставлении персонала или перевозке антиквариата.

Мы рассмотрим организацию компании, которая специализируется на квартирных и офисных переездах.
Важно выбрать нишу и представлять путь развития до того, как вы откроете свое дело. Не распыляйтесь вначале, сосредоточьтесь на одном-двух направлениях.
Аркадий Усачев, генеральный директор «Деликатного переезда»
Конкуренты
1. «Серые грузоперевозчики»
Большинство компаний — посредники. У них нет постоянных грузчиков в штате и своих автомобилей. Когда клиент делает заказ, они присылают исполнителей, работающих по свободному графику.
Ирек, операционный директор «ГрузовичкоФ»
О выборе ниши, конкуренции и первых шагах в бизнесе
«Серые» и небольшие компании — основные конкуренты в регионах. У них два-три человека в штате, а с остальными они работают на условиях аутсорсинга, как правило, без договоров. Многие из них завалены работой, но не могут похвастаться уровнем сервиса, профессиональными рабочими, наличием необходимого оборудования, чистотой перед налоговой. Клиенты выбирают их из-за отсутствия или незнания альтернатив и за низкую цену.

Небольшую долю рынка занимают частные бригады и нелегальные предприниматели-диспетчеры. Они не зарегистрированы, не платят налогов, не предоставляют никаких гарантий.
В регионах «серые» перевозчики занимают до половины рынка, отсюда проблема: даже платежеспособные и требовательные клиенты не знают о существовании альтернативы — профессионалов с качественным сервисом.
Виктор Сикирин, менеджер «ГрузСервиса»
Небольшие перевозчики занимают самую низкодоходную нишу — мелкие квартирные переезды и переезды небольших компаний. Для крупных и прибыльных заказов у них не хватает ресурсов. В месяц они выполняют от 30 до 100 небольших заказов, имея прибыль в 50−300 тыс. ₽.

2. Крупные муверы
Это компании с постоянными зарегистрированными рабочими, своим транспортом, 15–30 людьми на офисных должностях. Эти перевозчики активно рекламируются, тратятся на маркетинг и продвижение, постоянно повышают качество сервиса. Они способны перевезти целый завод или музей и удовлетворить качеством услуг олигарха или звезду.

Крупные компании организуют 300–1 500 переездов в месяц. Каждый месяц такие перевозчики получают до нескольких миллионов рублей в виде чистой прибыли.
Стас Михайлов поблагодарил московского перевозчика за переезд
Эвелина Хромченко c бригадой московского перевозчика во время своего переезда
Стоит ли открывать?
Если профессиональных муверов в городе нет, то, открыв мувинговую компанию с высокими стандартами сервиса, вы сразу выделитесь среди конкурентов и сможете побороться за самых платежеспособных клиентов.

Если в вашем городе уже есть профессиональные перевозчики, будет сложнее. Неплохая возможность построить бизнес столичного уровня — купить франшизу одной из крупных московских или петербургских компаний. Однако это потребует больших временных и денежных затрат на контрольные мероприятия и обучение, а также личной вовлеченности.

В столице 10−20 крупных перевозчиков с профессиональными работниками и высоким уровнем сервиса. Новичку тягаться с ними будет сложно. Понадобятся более крупные вложения, опыт.
При открытии мувингового бизнеса обратите внимание на ритм жизни в городе и менталитет жителей. Если людям некуда спешить и они не привыкли платить за сервис, комплексный переезд не будет востребован.
Аркадий Усачев, генеральный директор «Деликатного переезда»
Клиенты
1. Частные клиенты
Такие клиенты часто заказывают только транспорт или одного-двух грузчиков, чтобы перевезти холодильник, выбросить строительный мусор, помочь поднять плитку.

Клиенты в низшем ценовом сегменте заказывают грузчиков и транспорт вынужденно: если можно справиться своими силами, они так и сделают. Главная задача таких клиентов — максимально сэкономить. Чтобы заплатить меньше, они помогают грузчикам носить вещи. Экономные клиенты часто обращаются к нелегальным и «серым» перевозчикам, заказывают грузчиков по газетным объявлениям или рекламе на сайте бесплатных объявлений. Главное их ожидание — низкая цена.

Клиенты, которые могут позволить себе комфорт и безопасность вещей, выбирают перевозчика более тщательно и готовы заплатить больше. Они ждут от мувера вежливый сервис, аккуратных опрятных грузчиков, чистый транспорт, сохранность имущества.

2. Бизнес
Это офисные переезды и бизнес-клиенты: рестораны, склады, магазины, банки. Это более масштабные, а потому и более затратные переезды. Средний офисный переезд приносит в 5−7 раз больше выручки, чем квартирный. Но маржинальная прибыль не слишком отличается от квартирных переездов.

В процентном отношении офисных переездов на рынке меньше, чем квартирных, при этом рынок офисных переездов очень конкурентный. Многие компании-клиенты стараются экономить на всем, в результате перевозчики снижают цены до минимума.
Ирек, операционный директор «ГрузовичкоФ»
О рынке, планах по развитию бизнеса и оригинальной рекламе
Что сделать до запуска
Перед открытием поработайте в мувинговом бизнесе. Так вы узнаете тонкости работы, научитесь организации переездов и избежите десятков ошибок. Если будете знать, каково при неработающем лифте тащить шкаф на 16-й этаж, не станете придираться к медлительности и усталости грузчиков.

Выполняя роль менеджера или диспетчера, вы научитесь искать клиентов, крупных заказчиков, заключать договоры, справляться с неожиданными проблемами. Например, звонит клиент и ставит задачу: вывезти четырехкомнатную квартиру. Вы знаете, какой транспорт и сколько людей понадобится?

Изучите программы поддержки предпринимательства в регионе. Возможно, вы сможете получить субсидии на покупку транспорта или наем персонала.
Я так и начинал: получил на условиях софинансирования две субсидии — на 700 тыс. ₽ и 500 тыс. ₽ для покупки транспорта. На эти деньги смог купить две подержанные «Газели» и открыть свой бизнес.
Андрей Гриб, сооснователь компании «Центр Переезд»
Перед открытием составьте бизнес-план, оцените траты на открытие и поддержание бизнеса в течение 3−6 месяцев.
Как открыть мувинговую компанию
1. Зарегистрировать бизнес
Для старта лучше всего подойдет ИП с патентной системой налогообложения. На этом этапе основные расходы — покупка и установка онлайн-кассы и торгового эквайринга.
Регистрация юрлица
до 5 000₽
Онлайн-касса
30 000₽
Торговый эквайринг
30 000₽
Расходы на открытие — 65 тыс. ₽. Если действовать оперативно, это займет 2−4 недели.
Подробнее ↓
Для открытия бизнеса надо стать индивидуальным предпринимателем (ИП) или организовать общество с ограниченной ответственностью (ООО). Для небольшого бизнеса подойдет ИП.

Регистрация в качестве ИП позволит уменьшить налоговую нагрузку и минимизировать бухгалтерский учет. Если вы в чем-то ошибетесь, штрафы будут меньше, чем для ООО.
Зарегистрировать бизнес можно удаленно на сайте госуслуг. При регистрации выберите коды ОКВЭД — определение деятельности, которой собираетесь заниматься. ОКВЭД для мувинговой компании — ОКВЭД 2, раздел H: 49.4 и 49.42 Предоставление услуг по перевозкам. Выберите сразу как можно больше видов деятельности, если собираетесь расширить бизнес и предоставлять больше услуг: добавить новые в будущем будет сложнее.
После регистрации в течение 5 дней вы получите основной государственный регистрационный номер (ОГРН). Это номер записи о создании юридического лица. Он показывает, что вы действуете легально и платите налоги.
Налоговый режим
При регистрации юрлица надо выбрать налоговый режим. Если вы зарегистрировали ИП, оптимальным налоговым режимом будет упрощенная система налогообложения (УСН) или патентная система налогообложения (ПСН).

При УСН вы платите 6% от дохода или 15% от прибыли, при ПСН — фиксированную сумму раз в год. Ограничение по обороту для ПСН — 60 млн ₽ в год, для УСН — 150 млн ₽. При патентной системе вы можете нанять не более 15 человек.

Выбирая между УСН и ПСН, учитывайте размер патента в своем регионе, возможную и реальную прибыль. Если ваш оборот больше, чем расчетный в патенте, ПСН будет выгоднее. Если нет, выбирайте УСН.
Патент нужно платить вовремя. И документы подавать заранее. Один раз не успели — год работали без него. Ощутили всю разницу на себе.
Андрей Гриб, сооснователь компании «Центр Переезд»
Сделайте личную печать для заверки документов. Она необязательна для ИП, но внушает доверие клиентам.
Расчетный счет
Чтобы работать с юридическими лицами, заведите расчетный счет в банке. Он нужен, чтобы получать деньги посредством безналичного перевода, оплачивать труд сотрудников, пользоваться деньгами.
Регистрация в страховых фондах
Чтобы иметь возможность нанимать сотрудников, надо зарегистрироваться как работодатель в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования. Раз в квартал в них надо сдавать отчеты об уплате страховых взносов за сотрудников.
Онлайн-касса и эквайринг
Чтобы принимать наличные, понадобится онлайн-касса с подключением к оператору фискальных данных (ОФД).
Чтобы принимать платежи по карте, купите торговый эквайринг — терминал, который принимает карты и выдает чек, — и заключите договор с банком.
Для входа в личный кабинет и регистрации онлайн-кассы понадобится электронная подпись. Получить ее можно в специальном удостоверяющем центре.
2. Разработать договоры
Чтобы избежать проблем с клиентом и распределить ответственность за имущество во время переезда, разработайте договор. В нем отразите ваши обязанности и ответственность, условия страхования имущества, стоимость услуг и порядок расчета. Подготовьте акты приема-передачи имущества с описью.
Чтобы клиент доверял вам, вы должны взять на себя ответственность за материальную сохранность вещей клиента при их должной упаковке. Если клиент упаковал вазу в бумагу и она разбилась, вы клиенту ничего не должны. А вот если вы упаковали ее по всем правилам, но случилась неприятность, ответственность за это несете вы.

Чтобы избежать недоразумений, составьте опись вещей с фотографиями перед переездом и после него. Все зафиксировать не получится, но сфотографировать самые дорогие вещи лишним не будет. Пусть клиент проверит сохранность вещей сразу после переезда и подпишет акт. В противном случае он может ненароком приписать грузчикам старую царапину или трещину.
Ирек, операционный директор «ГрузовичкоФ»
О качестве услуг, доверии клиентов и ценовой политике
Подробнее ↓
Ущерб
Если во время переезда что-то пострадало, вместе с клиентом составьте акт и сделайте фото. Если ущерб причинили именно ваши сотрудники и сумма невелика, возместите его, компенсируйте или бесплатно переделайте на месте. Если сумма претензии велика, может потребоваться экспертиза ущерба. Многие перевозчики включают в договор пункт о том, что сумма компенсации не может быть выше стоимости переезда.

Крупные муверы не могут обойтись без службы контроля качества.
Пример с повреждением микроволновки от компании «Центр Переезд», которая не только возместила ущерб, но и получила неплохой охват и бесплатную рекламу в социальной сети. В результате вместо негатива у клиента и его знакомых остались только положительные эмоции.
Пример возмещения ущерба и работы с клиентом от «Деликатного переезда». Инцидент исчерпан: несмотря на испорченную вещь, клиент остался доволен и будет рекомендовать компанию знакомым.
3. Приобрести транспорт
Для старта и для небольшой компании подойдет несколько малотоннажных грузовых авто — например, «Газель» или Hyundai Porter. Для начала понадобится 2−3 машины, для среднего перевозчика — 6−12.

Самый бюджетный вариант — работать с водителями на аутсорсе. Так вы не потеряете деньги на аренде и платежах по лизингу, пока раскручиваете бизнес. Но и прибыль получается меньше всего.

Чтобы увеличить прибыль, транспорт должен быть свой. Для начала можно начать с двух малотоннажных грузовиков. Две подержанные машины в среднем состоянии обойдутся в 1 млн ₽, две новые — в 1,5−2 млн ₽. Их обслуживание будет стоить 50 тыс. ₽ в месяц, если возьмете в кредит или лизинг — еще 20 тыс. ₽ в месяц, но первоначальные вложения будут меньше.
Две четырехметровые «Газели»
2 млн ₽ (новые)
Переоборудование машин
10 000–15 000₽
Реклама на кузовах
10 000–15 000₽
1 млн ₽ (б/у)
Стоянка или боксы для автомобилей
5 000–10 000₽
Ежемесячные траты на обслуживание, ГСМ и амортизацию
40 000–70 000₽
Итого
50 000–80 000₽
Ежемесячные траты:
Расходы на покупку и переоборудование двух новых грузовиков — 2 млн ₽.
Расходы на два подержанных грузовика — 1 млн ₽.
Ежемесячные траты — 50−80 тыс. ₽.
Подробнее ↓
Оптимальный и наиболее популярный вариант для регионов — «Газель». У этого автомобиля размер кузова и вместительность могут варьироваться. Длина кузова — 3, 4 и 4,2 м, высота — от 1,75 до 2,2 м. Чтобы уместить вертикально холодильник или высокий шкаф, выберите машину с высотой кузова 2 или 2,2 м.
Два-три 16−18-кубовых малотоннажных грузовика — необходимый минимум для небольшой компании. Их хватит для перевозки одно-, двухкомнатной квартиры или небольшого офиса.
Виктор Сикирин, менеджер «ГрузСервиса»
Четырехметровые «Газели» маневреннее и универсальнее, чем более вместительные шестиметровые бортовые. У трехметровых моделей небольшая вместимость — всего 8−12 куб. м. Этого впритык хватит, чтобы перевезти холодильник, стиральную машину, стол, стулья, диван, два шкафа и коробки с одеждой. Если вещей больше, понадобится машина вместительнее.
«Газели» в разной комплектации стоят от 1 до 1,3 млн ₽
«Соболь Бизнес» с промтоварным кузовом обойдется в 750−1 080 тыс. ₽
Hyundai Porter — 500–600 тыс. ₽
Между тентованным и промтоварным кузовом выберите промтоварный. Это красиво, надежно и, самое главное, более практично и удобно.
Андрей Гриб, сооснователь компании «Центр Переезд»
Hyundai Porter грузоподъемностью в 1 тонну также подойдет только для перевозки небольшого количества вещей: его вместимость — 7,7 куб. м. Для полноценного переезда понадобится минимум две машины. Такие машины выгоднее использовать в столице.

В Москве есть особенность: машины грузоподъемностью более 1 тонны должны иметь пропуск внутрь Третьего транспортного кольца. Пропуск платный — 24 тыс. ₽ в год. Штраф за проезд без пропуска — 5 тыс. ₽
В центре Москвы улочки узкие, где-то есть арки. Поэтому часто выгоднее отправить несколько машин поменьше, чем одну большую. Нам нравятся Hyundai Porter, Iveco. Есть и «Газель Next».
Андрей Гриб, сооснователь компании «Центр Переезд»
Возить людей в кузове запрещено. В кабине стандартной «Газели» поместится только три человека. Чтобы на заказ одновременно могла выехать бригада из четырех-пяти грузчиков, удобнее будет шестиместная «Газель Фермер» с удлиненным бортом.

Для переездов помасштабнее нужен и более вместительный транспорт — пяти-шестиметровые грузовики с большой грузоподъемностью (3−10 тонн). Например, ЗИЛ 5301 «Бычок», Hyundai Porter HD 78 или шестиметровый Man вместимостью 39 куб. м. Стоит такой транспорт 2−4 млн ₽.

Обычно пятитонники используются для больших офисных переездов. Такие переезды обычно происходят в выходные. Если в будни такие машины не используются, гораздо выгоднее арендовать или нанять ее на конкретный заказ.
«Газель Next» со сдвоенной кабиной — 1,2−1,4 млн ₽
Пятитонный Hyundai Porter HD 78 за 2,2–2,5 млн ₽
Покупка
На свои деньги
Купить транспорт за свои деньги — самый простой вариант (если они у вас есть). Два новых малотоннажных грузовика обойдутся в 1,2−2 млн ₽.
Необязательно покупать новые автомобили. Для начала подойдут подержанные машины в нормальном состоянии. При покупке двух авто вы сэкономите до 1 млн ₽. Но помните: в этом случае вы берете кота в мешке и теряете гарантийное обслуживание.
На грузовики ГАЗ действуют программы господдержки. Они могут помочь сэкономить до 300 тыс. ₽
Подержанные авто стоят в среднем 200−700 тыс. ₽. Цена зависит от состояния и года выпуска. Автомобиль в работающем состоянии, не требующий значительных вложений, будет стоить 400−500 тыс. ₽.

Два подержанных грузовика обойдутся в 1 млн ₽.

В кредит или лизинг
Если не хватает средств, возьмите автокредит или купите авто в лизинг.
Кредит
— Сразу получаете машины в собственность.
— Средний процент по кредиту — 15% годовых, первоначальный взнос — 20−30% от стоимости машины.
Лизинг
— Не получаете машины в собственность, а арендуете их. После прекращения действия договора можете выкупить автомобили по остаточной стоимости.
— Первоначальный взнос — 15−20% от стоимости авто.
Нельзя обобщенно сказать, что выгоднее — кредит или лизинг. Выберите вариант, который удобнее для вас, по которому меньше переплаты по процентам.

Главное преимущество лизинга в том, что вы покупаете новый автомобиль на гарантии, а все обязанности по регистрации и страхованию машины берет на себя лизинговая компания. Среднемесячный платеж по лизингу «Газели» составит 20 тыс. ₽.
Кредитная программа «Бизнес-Авто» — лизинг грузового транспорта от Сбербанка
Аренда
Это простой вариант, если машина нужна здесь и сейчас или своего транспорта не хватает. Аренда «Газели» обойдется в 1,5 тыс. ₽ в сутки или 30 тыс. ₽ в месяц без водителя. Чтобы окупить стоимость аренды, машина должна работать 3−4 часа в день.
Водители на аутсорсе
Самый популярный вариант, особенно среди «серых» перевозчиков. Находите водителя со своим автомобилем — скорее всего, это частник — и звоните ему, когда есть заказ. После заказа отдаете ему часть прибыли, о которой договорились, остальное берете себе.

Например, аренда транспорта стоит клиенту 600 ₽/ч. С водителем вы договорились, что 500 ₽ его, 100 — ваши. Конечно, это невыгодно в сравнении с собственным транспортом, но спокойнее, чем при аренде.

Если не будет заказов, вы ничего не потеряете. Водители на аутсорсе — удобный вариант, если у вас нет своих машин или их не хватает. Для разных заказов требуются автомобили разной вместимости и грузоподъемности.
Даже если у вас большой собственный автопарк, машин может не хватить: крупные переезды, необычно большое количество доставок упаковки, или нестандартный груз. В таких случаях без привлеченного транспорта не обойтись.
Андрей Гриб, сооснователь компании «Центр Переезд»
Найдите водителей и машины заранее и договоритесь с ними о возможном сотрудничестве: если случится форс-мажор, искать транспорт будет некогда.

Если сотрудничаете с водителем постоянно, разместите на кузове его автомобиля логотип или название компании, контактный телефон.
Оборудование
Если вы купили новые машины или машины, которые не предназначены для перевозки мебели, их придется переоборудовать.

Промтоварный кузов надо обшить фанерой, чтобы не поцарапать мебель. В листы фанеры вмонтируйте крепежные ремни, чтобы можно было зафиксировать мебель и технику. Например, такие ремни обязательны для перевозки холодильника: без них на крутом повороте он может упасть.
На кузове разместите символику компании и контактный телефон. Переоборудование авто для перевозки вещей стоит 10−15 тыс. ₽, реклама на кузове — 10 тыс. ₽.
Баннеры и билборды малоэффективны. А вот брендированный кузов или униформу люди могут запомнить. Люди видят, какая компания перевозит вещи соседа, и запоминают название.
Виктор Сикирин, менеджер «ГрузСервиса»
Обслуживание
Четырехметровая Газель обойдется в 15−50 тыс. ₽ в месяц, включая бензин, мелкий ремонт и амортизацию.

Транспорт надо где-то ставить и хранить. Самый бюджетный вариант — бесплатная стоянка возле офиса или перед домом, более надежно — охраняемая стоянка, идеал — собственные боксы. Стоянка обойдется в 3−5 тыс. ₽ в месяц, боксы или гаражи — в 10 тыс. ₽.

Две «Газели» обойдутся в 40−70 тыс. ₽ в месяц.
4. Купить спецодежду и оборудование
Профессионального перевозчика отличает фирменная униформа с символикой компании или номером телефона. Это штаны или комбинезон, футболка, куртка или мастерка, можно добавить еще кепку.

Чтобы правильно и безопасно упаковать вещи, мебель и технику, понадобится свой упаковочный материал. Грузчикам нужны такелажные ремни для переноски тяжелых вещей и инструменты для сборки/разборки мебели.
Подробнее ↓
Бригада профессиональных грузчиков в брендированной форме
Заказать брендированную форму обойдется в 3−4 тыс. ₽ за комплект. Для начала хватит 8−10 комплектов.
Оборудование и инструменты
Такелажные ремни (3 комплекта)
6 000–9 000₽
Набор инструментов
4 000₽
Шуруповерт
5 000₽
Тележка для переноски коробок
4 000₽
Итого 25−30 тыс. ₽

Для такелажных работ понадобятся еще гидравлическая тележка, кран, лебедка, тали.
Упаковочный материал
Для упаковки понадобятся:
— коробки;
— скотч;
— воздушно-пузырьковая пленка;
— стретч-пленка;
— упаковочная бумага для посуды;
— гофрокартон для мебели, стекла и хрупких вещей;
— картонные уголки;
— мешки для одежды, белья, небьющихся вещей.

Самый шик — брендированная упаковка. Заказывать такую придется индивидуально. Она не намного дороже стандартной, но повышает доверие к вам со стороны клиента.
Брендированные коробки и скотч
Покупать упаковку лучше оптовыми партиями. На 30 тыс. ₽ можно купить материала, которого хватит на один-два месяца. Расходы на покупку спецодежды, оборудования и упаковочного материала составят 80 тыс. ₽.
5. Снять офис, склад
В самом начале офис можно не снимать. Подавляющее большинство клиентов не приходят в офис и предпочитают заключать договор на месте. Офис понадобится, если вы наняли людей, компания растет и управлять всем из дома уже неудобно.
Офис
Для двух-трех человек хватит офиса площадью 10−15 кв. м в любом недорогом бизнес-центре. Расположение неважно.
Склад
Для хранения упаковки, хозвещей и оборудования понадобится небольшой склад. Это может быть офисное или специальное помещение либо просто гараж. Для небольшой компании хватит 10−20 кв. м. Чем ближе к офису расположен склад, тем удобнее.

Хорошее решение — открыть заодно магазин упаковки. Не все покупатели станут клиентами, но прибыль от него позволит окупить аренду и немного заработать.
На упаковке мы сейчас зарабатываем примерно столько же, сколько и на переездах. Но у нас уже четыре магазина: три в Москве и один в Твери.
Андрей Гриб, сооснователь компании «Центр Переезд»
Аренда офиса (10–15 кв. м)
10 000–20 000₽ (Москва)
5 000–10 000₽ (регионы)
Склад (10–20 кв. м)
10 000–20 000₽ (Москва)
5 000–10 000₽ (регионы)
Аренда небольшого офиса и склада обойдется в 10−30 тыс. ₽ в месяц.
6. Нанять и обучить персонал
На старте можно не нанимать офисных сотрудников. По мере развития бизнеса понадобятся менеджеры и диспетчеры.

Дешевле всего не оформлять грузчиков и водителей в штат, а работать по договору подряда. Когда появится стабильное количество заказов, оформите 2−3 бригады грузчиков.

Сотрудникам надо объяснить стандарты мувинговой компании. Не посылайте новичков на заказы одних.

Расходы на оплату труда в штате.
Менеджер
в Москве
50 000–80 000₽
Диспетчер
50 000–80 000₽
в регионах
30 000–50 000₽
150 000–200 000₽
50 000–60 000₽
200 000–240 000₽
80 000–100 000₽
Грузчики (6 человек)
Водители (2 человека)
Бухгалтер на аутсорсе
5 000₽
5 000₽
Итого
380 000–500 000₽
260 000 –360 000₽
30 000–50 000₽
Оплата труда 10 человек — 260–500 тыс. ₽ в месяц.
Подробнее ↓
Небольшой компании понадобятся 1 менеджер, 1−2 диспетчера, 2 водителя и 6−8 грузчиков с навыками сборки/разборки мебели. Должности менеджера и диспетчера можно совмещать. Первые несколько месяцев, пока заказов будет немного, вы сможете делать все сами.

Маркетологи, отдел кадров, служба контроля качества, завхозы и прочие — это удел крупных компаний. Брать их сразу в штат нецелесообразно, но вы должны определить, как будете осуществлять их функции.

Бухгалтерскую отчетность проще всего отдать на аутсорс.
Команда на старте
Менеджер
Этот сотрудник будет принимать заказы, искать клиентов, заключать договоры с клиентами, выезжать на встречи, проводить оценку стоимости переезда.

Опытный менеджер может оценить объем переезда по фото — это удобнее, чем ехать на место.
При сложных и больших переездах мы всегда выезжаем к клиенту и оцениваем объем сами. Это проще и надежнее. Если выяснится, что сейф не проходит в дверь или что вещей оказалось больше и нужна еще машина, клиент будет винить в некомпетентности нас.
Андрей Гриб, сооснователь компании «Центр Переезд»
Диспетчер
Этот сотрудник координирует действия водителей и грузчиков, отправляет их на заказы, следит за работой, производит расчет. Должности менеджера и диспетчера чаще всего совмещаются. Один и тот же сотрудник принимает заказы, заключает договоры, направляет рабочих, принимает оплату.

Функции диспетчера может выполнять также бригадир или старший грузчик. Менеджер передает ему заказ, а тот организует остальное, за что получает дополнительную плату. Так дешевле и зачастую удобнее, чем оплачивать труд диспетчера.

Если все делать правильно, с каждым годом бизнес будет прирастать, а количество звонков — увеличиваться. В первые несколько лет один человек сможет выполнять несколько функций. Со временем их придется разделять, и количество штатных сотрудников будет расти. Один и тот же сотрудник уже не сможет отвечать на звонки и выезжать на оценку. Грубо говоря, через 5 лет в компании будет 10 офисных сотрудников, через 10 лет — 20, через 15 лет — уже 30.
Грузчики и рабочие
— Штатные
Идеальный вариант для небольшой компании — 2−3 постоянные бригады грузчиков по 2−4 человека.

Чтобы не нанимать лишних сотрудников и не привлекать людей со стороны, ищите грузчиков с опытом сборки/разборки мебели. Или наймите одного сотрудника, который будет специализироваться на этом. Таких сотрудников оформляйте в штат с зарплатой и страховыми выплатами.

— На аутсорсе
Бюджетный и более распространенный вариант — оформить сотрудничество с грузчиками по гражданско-правовому договору вне штата и вызывать, когда появляются заказы или не хватает постоянных грузчиков.

Грузчики на подряде гораздо дешевле штатных рабочих. Это хлопотно: чтобы все сделать по закону, надо заключать договоры гражданско-правового характера, перезаключать их, когда подойдет срок. Но для старта это, пожалуй, оптимальный вариант.
Главный минус — высокая текучка. Подготовить грузчика к высоким стандартам не получается.
Виктор Сикирин, менеджер «ГрузСервиса»
Водители
Если у вас свой транспорт, наймите водителей на оклад. Если своих машин нет, проще всего договориться с водителем со своим авто и делиться с ним процентом от заказа.

Кого нанимать
На вакансии грузчиков откликаются в основном студенты, неквалифицированные рабочие, люди, которые ищут вторую работу. Чтобы избежать текучки, нанимайте сотрудников, которые ищут постоянную работу, а не подработку.

Нанимайте только адекватных, трудолюбивых и порядочных людей без проблем с алкоголем и законом. Грузчик — необязательно похмельный работяга. Современный мувинг требует от работника вежливости и опрятности.
Оплата
Офисным сотрудникам можно платить среднерыночную зарплату по региону. Большинство менеджеров и диспетчеров получают процент от заказов: чем больше и дороже заказ, тем выше зарплата.

Оплата труда грузчиков зависит от объемов работы. При небольшой загрузке вам выгоднее платить им по часам, при постоянной и полной занятости — фиксированную зарплату с премиями и надбавками за сложность. Опирайтесь на среднерыночную оплату по региону. Водителям в штате также выгоднее платить оклад.
Обучение
Переносить и упаковывать вещи тоже надо уметь: тут нужны опыт, знания и квалификация. Не каждый знает, как занести огромный диван в квартиру, вынести из нее сейф или неразборный шкаф.

Перед выходом на заказы проведите инструктаж и объясните требования относительно работы, сервиса и общения с клиентами. Вежливый, грамотный, опрятный и профессиональный грузчик приятно удивит клиента и заработает вам хорошую репутацию.
У нас опытные бригадиры учат новичков. Неопытные сотрудники никогда не поедут на заказ одни. Раз в две-три недели, когда наименьший объем работы и заказов, мы устраиваем общие собрания всех специалистов в офисе.
Андрей Гриб, сооснователь компании «Центр Переезд»
Грузчики и водители несут ответственность за перевозимое имущество. Водители сами платят штрафы за нарушение ПДД.

Мувинговый бизнес — это не только грузчики и водители. Объем работы зависит от менеджеров по продажам и маркетолога. Если нет заказов, грузчики не пригодятся.
7. Запустить рекламу
Отсутствие профессиональных муверов в городе — ваша возможность стать лидером. Чтобы отграничиться от конкурентов, постройте качественный сервис с вежливыми и опытными сотрудниками.

Главный канал продвижения — интернет. Сделайте грамотный сайт, запустите контекстную рекламу.
Сайт
20–100 тыс. ₽
20 тыс. ₽
Автор текстов
от 10 тыс. ₽
10–20 тыс. ₽ в месяц
SEO-продвижение
Контекстная реклама
Объявления, листовки, визитки
2 тыс. ₽ в месяц
Продвижение и реклама будут обходиться в 10−30 тыс. ₽ ежемесячно.
Ирек, операционный директор «ГрузовичкоФ»
О перспективных нишах в регионах России, инвестициях и маркетинге
Подробнее ↓
На форумах и сайтах для начинающих предпринимателей популярно мнение, что открыть бизнес на переездах можно быстро, легко и без вложений: достаточно разместить объявления о найме грузчиков и водителей со своим авто, дать рекламу, что перевезешь вещи, сидеть на телефоне и принимать заказы. Большинство перевозчиков так и работают.

Начать зарабатывать на перевозках без вложений действительно можно легко. Но вот вырасти и развиться такому бизнесу сложно. Претендовать он может только на небольшие заказы, а конкуренция в этом сегменте высокая.

Выход при небольшом бюджете — активно рекламироваться и предлагать более качественный сервис. Это поможет отграничиться от перевозчиков-халтурщиков.
Если конкуренция высока и люди требовательны к качеству сервиса, есть сформированный спрос — потратиться придется уже на то, чтобы выделиться среди конкурентов.
Аркадий Усачев, генеральный директор «Деликатного переезда»
Это ваша возможность быть первым. Если у вас получится построить нормальную «белую» компанию с высокими стандартами обслуживания, вы сможете оставить конкурентов далеко позади. Постоянные грузчики в униформе с символикой компании, с такелажными ремнями и инструментами, заключение договора, вежливое общение диспетчеров по телефону — даже такие мелочи могут поднять вас на недосягаемую для конкурентов высоту.
Сайт
Сайт для перевозчика обязателен. Основной канал продвижения и рекламы — интернет. Подавляющее большинство клиентов сделают заказ после знакомства с сайтом. Поэтому важно, чтобы он внушал доверие к вам как к профессионалам.

Укажите на сайте адрес офиса и реквизиты, используйте реальные фото сотрудников в униформе, фото транспорта с брендированным кузовом. Если у клиента нет рекомендаций знакомых или собственного опыта, он выберет перевозчика по сайту.

Не используйте стандартные и популярные у других муверов картинки. Обычно их используют «серые» и нелегальные перевозчики — клиент будет ассоциировать вас с ними. Стоковые фото — дурной тон. Чужие фото и тексты — табу.

Не придумывайте отзывы со стоковыми картинками вместо аватаров. Фальшивые отзывы легко выявить, и они не вызывают доверия.

Со временем разместите на сайте реальные отзывы с настоящими фото авторов, благодарственные письма, фото и видео упаковки вещей, переездов, как вы работаете с крупными заказчиками или известными компаниями. Простой, но удобный сайт стоит от 20 тыс. ₽.
Не используйте эти и подобные популярные стоковые фото
Их используют все кому не лень
Страницы «Квартирный переезд» двух московских перевозчиков с похожими ценниками. Клиент, скорее, доверится компании, которая показывает реальное фото бригады грузчиков в униформе в процессе работы, а не стоковый снимок счастливой семьи.
Реклама
Огромную роль играют рекомендации. Клиенты советуют перевозчика друзьям и коллегам, как рекомендуют врача или шиномонтаж. Если клиенту понравились ваши услуги, в следующий раз ему будет проще позвонить вам вновь, а не искать непроверенную компанию.
Сарафанное радио
Основной канал продвижения и рекламы — контекстная реклама и продвижение в поисковых системах.

Объявления в газетах и на сайтах бесплатных объявлений малоэффективны: это работает только в небольших городах и привлекает в основном самых экономных клиентов.

Объявления на столбах и в подъездах работают только в новостройках, где клиенты часто привозят вещи и стройматериалы.
Работайте над качеством услуг — и в перспективе сэкономите на рекламе. У нас 40% обращений — это повторные заказы и заказы по рекомендациям.
Аркадий Усачев, генеральный директор «Деликатного переезда»
Продвижение
Чтобы расти, по максимуму используйте сарафанное радио, бизнес-контакты и участие в тендерах. Чтобы найти постоянных клиентов, предлагайте сотрудничество каждому юрлицу, которое к вам обратится. Если однажды вашими услугами воспользовался ресторан, скорее всего, вам позвонят оттуда еще. Менеджер ресторана порекомендует вас коллегам, если у него спросят.
Попросите крупных клиентов написать рекомендательное письмо с печатью. Разместите такие письма в разделе «Отзывы» на сайте — это повысит доверие клиентов.

Холодные продажи у новичков не получатся. Надо отлично знать рынок, потребности клиентов, вложиться в специалистов.
На постановку работы отдела холодных продаж, который приносит стабильный доход, у нас ушло несколько лет. Если хотите так же, будьте готовы к целенаправленной трудоемкой и долгой работе.
Аркадий Усачев, генеральный директор «Деликатного переезда»
Крупные перевозчики могут позволить себе договориться с крупными магазинами, банками и агентствами недвижимости, чтобы присоединиться к их программе лояльности. У мелких компаний это, скорее всего, не получится
Затраты на открытие и продвижение
Самый экономный вариант на старте — не нанимать сотрудников в офис, работать с грузчиками и водителями с авто на аутсорсе, не снимать офис. В этом случае потребуются затраты на регистрацию, установку онлайн-кассы, заказ сайта и рекламы.

Запуск легального мувингового бизнеса будет стоить в пределах 100 тыс. ₽. Ежемесячные траты составят 20−50 тыс. ₽.
Месячная прибыль и выручка
При грамотно организованной рекламе и хорошем сайте в первые месяцы вы сможете обслуживать до 20−30 средних квартирных и офисных переездов в месяц, через полгода-год — выйти на 100 заказов в месяц.

Возможная чистая прибыль
20–30 переездов в месяц
40 000–80 000₽
100 переездов в месяц
100 000–500 000₽
Окупаемость
В зависимости от уровня вложений и величины прибыли затраты окупятся за 1−2 года.

Если хотите, чтобы компания жила долго, выстраивайте все бизнес-процессы с ориентацией на будущий рост. Не принимайте решений, направленных на получение сиюминутной прибыли. Придумывайте варианты, которые будут работать на перспективу.
Подробнее ↓
Экономный запуск
Нельзя экономить на ресурсах, которые влияют на устойчивость бизнеса: квалификации персонала, качестве упаковочных материалов, инструмента и оборудования.

Если сотрудники будут недовольны условиями, начнется текучка, а это значит, что обеспечить постоянное качество услуг будет сложно.
В самом начале выгоднее не брать всех работников в штат, а привлекать проверенных людей на сдельной основе. Можно не покупать большие запасы упаковки, но найти несколько надежных поставщиков или магазинов-партнеров.
Аркадий Усачев, генеральный директор «Деликатного переезда»
Запуск с транспортом и сотрудниками
Примерные траты при открытии ИП с 1 офисным сотрудником, 2 машинами и 6 грузчиками на постоянной основе:
Открыть профессиональную мувинговую компанию со штатными сотрудниками и своим транспортом обойдется:

В 600 000₽ при покупке машин в кредит или лизинг;
В 1,2 млн ₽ при покупке подержанных авто;
В 2,2 млн ₽ при покупке новых грузовиков.
Ежемесячные траты составят от 370 000 до 700 000₽.
Сколько на этом можно заработать
Прибыль в бизнесе на переездах зависит от размера автопарка, количества сотрудников, маркетинга, рекламы. Начинающая компания может рассчитывать на 20−60 переездов и заказов в месяц, в дальнейшем — на 100−200 заказов при наличии 2−6 автомобилей.

Тяжело будет удержать позиции после выхода на рынок. Если вы настроены на долгосрочную перспективу, требуется системный подход к бизнесу. То, насколько долго вы продержитесь, во многом зависит от уровня подготовки. Вы должны понять, что именно собираетесь делать, определить свою целевую аудиторию, проанализировать рынок, тенденции развития смежных отраслей.

Определите, кто ваши ближайшие конкуренты и чем вы будете от них отличаться. Ведь сфера перевозок очень широка: от грузоперевозок и разнорабочих, которые разгружают вагоны, до комплексных переездов офисов корпораций со сборкой мебели и клинингом.
Для устойчивого развития надо не только найти свою нишу, но и обеспечить себя ресурсами для развития. Вкладываться в бизнес придется постоянно и задолго до того, как он начнет приносить стабильный доход.
Аркадий Усачев, генеральный директор «Деликатного переезда»
Стоимость услуг
Стоимость переезда зависит от региона, объема и сложности заказа. Перевезти стиральную машину стоит 700−1200₽, переезд однокомнатной квартиры — 2−5'000 ₽, двухкомнатной — 6−12 000₽. Это цены без упаковки, сборки/разборки мебели, демонтажа. С полным комплексом услуг стоимость будет в 1,5−2 раза выше.
У многих муверов есть надбавки за проносы, этажность, отсутствие лифта и пр.
Что приносит больше прибыли
Это зависит от позиционирования и рекламных каналов, которые вы используете. Для одних муверов это квартирные переезды, для других — заказы от крупного бизнеса.
Главное, что я понял за все время, — это что нужно давать людям сервис. Надо из кожи лезть, но делать хорошо, чтобы людям нравилось. Тогда они обратятся еще и приведут друзей. Если работать так, что лишь бы скорее заработать, — это ненадолго.
Андрей Гриб, сооснователь компании «Центр Переезд»
Доля минимальных заказов составляет 10−20%. Маржинальность квартирных переездов выше, но крупные офисные или бизнес-переезды приносят больше прибыли в абсолютных суммах. Переезд среднего офиса обходится клиенту в Москве в 70 тыс. ₽, из которых 20−25 000₽ — чистая прибыль.

Офисные и комплексные квартирные переезды приносят среднему муверу 70% дохода. Небольшие перевозчики сосредотачиваются на простых квартирных переездах и минимальных заказах.

Ищите постоянных клиентов. Это бизнесы, в рабочие процессы которых вы можете встроиться. Например, банки часто прибегают к услугам подрядчиков по перемещению банкоматов (отвезти на сервис, осуществить замену).
Закрепим
1
Открыть мувинговый бизнес можно с минимальными вложениями. Но конкурировать с другими перевозчиками будет сложно.
2
Зарегистрируйте ИП, выберите налоговый режим, подключите онлайн-кассу и торговый эквайринг.
3
Разработайте типовой договор на оказание услуг по переезду и перевозке, в котором пропишите ответственность и обязанности себя как перевозчика и клиента.
4
Купите, возьмите в лизинг или арендуйте грузовые авто. Для начала оптимально две машины. Найдите водителей со своими грузовиками, чтобы привлекать их на аутсорс, когда ваших машин будет не хватать.
5
Купите спецодежду, оборудование и упаковочный материал.
6
Наймите персонал (1−2 офисных сотрудника, 6−8 грузчиков и 2 водителя). Вначале обязанности менеджеров вы сможете выполнять сами. Грузчиков и водителей можно приглашать на условиях аутсорсинга.
7
Обучите персонал, задайте стандарты качества сервиса.
8
Наймите управляющего, двух администраторов и уборщика. Бухгалтерию и ремонтные работы отдайте на аутсорсинг.
9
Создайте сайт с реальными фото и качественными текстами. Продвигайте его через контекстную рекламу и поисковую выдачу.
10
Для запуска понадобится 1−2,5 млн ₽. Ежемесячные траты составят 350−700 тыс. ₽.
Эта траектория создана при поддержке конструктора сайтов для бизнеса и медиа Tilda, партнера платформы Деловая среда.